Я посмотрел нашумевшую
«Мастера и Маргариту» и имею сказать следующее. Проблема отечественного дискурса — это чрезмерность попыток привязать любую бытовую условность к социально-политической реальности. К нашему, к сегодняшнему, К СУЩЕМУ.
Как у Гиляровского: городовой времен империи демонстрирует алкоголику путь к потребляемому, а вот советский гаишник спросит сполна, а то и вдвойне, вдобавок оштрафовав.
«МиМ» невыносимы в анализе с точки зрения бесконечного количества (как правило, бессмысленных) интерпретаций. То ли роман для Сталина, то ли для эмиграции, то ли для России глубинной, о которой Булгаков слыхать-то слыхивал, но любовного трепета не испытывал, то ли для будущих поколений.
Безусловно, не обошлось и без политических активистов. В перерывах между просьбами заменить «Полковнику никто не пишет» в «Брате» на «Я русский» Шамана они брались за дело ненависти к Локшину, но как пел великий русский поэт Слава КПСС — «заебались до того, как ещё взялись за перо».
Нынешний «Мастер» крайне утрамбован, потому вовсе неудивительно, что места Пилату осталось, точно в плацкарте. В лучших традициях он вытаскивает ногу в проход, пытаясь напомнить о себе.
А почему? А потому что роман суть произведение крайне идеологическое. Оно идеально нашло бы и находит себя в эпохи революций, перестроек, движений снизу-вверх и наоборот, но нынешнее время не таково.
Нынешнее время отличается одним — ожиданием завтрашнего дня. Ни турбопатриоты, ни ультралибералы, ни стоики, ни отщепенцы, ни нувориши, — никто не знает, что будет. Поэтому картина подвисла в воздухе в ожидании, пока выстрелит ружье. Но ружья-то нет — в МАССОЛИТах их не водится.
Говоря словами Дзурлини, а не Дзержинского, у нас «предпоследняя ночь покоя». Цыганов хорош, Снигирь получше, приглашенная звезда Аугуст Диль слишком рано возомнил себя дьяволом, ну а король-то голый. В подобие Бегемоту.
А, кроме шуток, к экранизации единственная существенная претензия — в ней отсутствует метафизика первоисточника. Хотя, бытует мнение, сегодня не до метафизики вовсе.